Люблю детей, люблю предмет и удивлять предметом |
Учитель химии высшей категории МОУ «СОШ №5 города Ершова» Тихонова Е.А. Люблю детей такими как они есть независимыми, гиперактивными, претендующими на самостоятельность, значительно лучше нас взрослых разбирающихся в новой технике. И лишь стараюсь развивать эти качества. Ты независим – сделай выбор. Начинаю с малого, контрольная или самостоятельная работа в четырех вариантах. На парту каждому ученику даю два варианта, и первое время вопрос: какой вариант делать? Решайте сами (так формирую навыки межличностного общения), а не можете решить садитесь на свободную парту, но сосед рядом, это решается проблемка. Владеешь компьютером, пожалуйста, настрой, хотя чаще стараюсь сделать сама, стараюсь быть, а не казаться, компетентной в работе с техникой. Первое время ребят это удивляло. С учащимися 10-11 класса я консультируюсь, как с равными, а ребят 6-8 класса сама авторитетно консультирую, как вставить звук, фильм т.д. Владение компьютерной техникой перерастает в следующее - любить предмет. Химия - трудный предмет, потому, что требует освоения уникальной знаковой системы химического языка и навыков работы в химической лаборатории. Нет секрета в том, что у многих ребят восторженные ожидания встречи с «наукой чудес» разрушаются под натиском формул, названий, задач. Поэтому каждый раз, готовясь к уроку, ищу «изюминку», чтобы удивить предметом, чтобы стал наш предмет ближе, понятней, чтобы дети ушли с урока с чувством того, что знание химии просто необходимо в жизни любого человека. Ведь не секрет, памяти остаются лишь эмоционально окрашенные знания. В этом мне помогает Интернет, компьютер, проектор. Ежегодно с трудом дается работа над темой «Реакции ионного обмена», а в этом я использовала презентацию А.Баженова. Я демонстрировала опыт, а на экране шла запись уравнения реакции по щелчку мыши. На глазах учеников индексы превращаются в коэффициенты перед ионами и это можно многократно повторить… Или на уроках ищу связку мыслей, много лет не могла найти убедительного довода, зачем разворачивать сокращенные ионные уравнения, а у А.Баженова нашла. «Карбонат кальция основной компонент любой зубной пасты, но природный мел для этого не подходит, т.к. содержит обломки раковинок моллюсков, ими можно повредить эмаль, поэтому используют осаженный карбонат кальция» Создается решаемая на уроке проблема. Это первое сокращенное уравнение, которое мы разворачиваем. Внеклассная работа по химии. Именно здесь тесно переплетаются все три компонента моего видения своей миссии в школе. Любить детей, любить предмет и удивлять предметом. Много лет веду кружок. На занятия кружка приходят не связанные со мной оценкой, а я не связана рамками 45-минутного урока. Чувство свободы это нас объединяет. Приглашаю всех, чаще это учащиеся 8 - 9-х классов, хотя в случае необходимости приглашаю старшеклассников, они эпизодически с удовольствием со мной работают. Последние коррективы в план работы кружка вношу после формирования группы. План соотношу с прохождением материала на уроке, (он является опорой) с составом группы и планом работы школы. Красной нитью провожу через многие занятия воспитание и развитие самоуважения, уверенности в себе, независимости, а с другой ответственности за поручное дело, умение решать проблемы, контролировать свои эмоции, развиваю межличностные взаимоотношения. Преобладающим настроением на занятиях стараюсь сделать мажор и оптимизм. Все это вместе приводит к формированию эмоционального интеллекта, а вместе с тем способствует развитию успешности. Каждое занятие стараюсь преподнести учащимся как небольшое открытие. Предметом исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время такого вида работы накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают интерес, приводят к прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно получаемые, как ответ на вопрос учителя. Начинаю с мелочей, рассматриваем строение пламени и вдруг, «случайно» освещаю горящую свечу, и видим тень. Парадокс : свет+свет=тень? , но это решаемо. Стараюсь, чтобы дети видели итог работы. Для этого использую метод коллективного проекта. Расскажу о некоторых из них. «Пруд нашего детства» Работа над этим проектом не носила чисто химический характер. Здесь были анкетирование учащихся школы, беседа с жителями об истории возникновения этого водоема, забор воды и ее исследование. Исследования проводили, начиная с изучения мутности, наличия биологического материала и химических исследований на ионы, в том числе рН. Здесь не обошлось без привлечения старшеклассников, использовалась L-микролаборатория кабинета химии, электронный микроскоп кабинета биологии. Итогом явилось создание презентации и лучшее выступление на Районной конференции. Хочется отметить, что итоги работы над проблемой, я использую в разнообразно. Это может стать частью урока или занятия элективного курса. Так в один год несколько занятий кружка мы раскрывали «секреты школьного мелка». Здесь было Интернет расследование - что лежит в основе школьного мела, месторождения писчего в то время есть такие у нас в области, и они были выставлены на торги. Определяли процентный состав карбоната кальция, используя оборудование L-микролаборатории датчик измерения объема газа. Нашли (отношение карбоната кальция и связующего компонента подбирали красители. Изготовили мелки, работу оформили в электронную презентацию, выступили на II Районной ученической конференции. В следующие годы я смогла, используя готовую презентацию, организовать работу учащихся на занятии элективного курса «Удивительный мир смесей». Считаю, что на уроке и во внеклассной работе необходимо создавать условия для активной познавательной деятельности учащихся. Вести работу таким образом, чтобы у наших выпускников были сформированы такие качества как: - умение общаться; - стремление к саморазвитию; -умение понимать свои сильные стороны и использовать их для своего блага. |
|
|